Результаты крупнейшего ралли-марафона «Дакар-2017» стали известны еще в субботу, по завершении последнего короткого 64-километрового спецучастка. Для российских спортсменов, которые нынче «закрыли» все категории транспортных средств в марафоне, этот год стал особенно удачным: ни один из наших экипажей не сошел по ходу марафона, это же касается и экипажей МАЗ из Белоруссии и двух экипажей команды «Астана Моторспорт» из Казахстана - все благополучно финишировали.

«Дакар-2017» выдался очень трудным. По словам организаторов, это был один из сложнейших «Дакаров» за всю историю. Погодные условия внесли определенные коррективы в планы гонщиков на результат, многие потенциальные лидеры сошли или остались далеко внизу турнирной таблицы.

Многие были недовольны экстремальными условиями, которые предложили нам боливийские участки - дожди, сели, оползни. Но на то «Дакар» и экстремален, чтобы преодолевать эти барьеры. Конечно, для спортивной дирекции ралли сложно было переносить все это и координировать логистику соревнования, но когда все проходит гладко, это, к сожалению, тогда не «Дакар». Я доволен и этой экстремальной составляющей, и гонкой, - сказал спортивный директор ралли-марафона «Дакар» Марк Кома.

Кроме того, наши спортсмены «взяли» сразу три подиума: Равиль Маганов и Кирилл Шубин в новой категории мотовездеходов заняли третье место. Даже несмотря на то, что в этой категории в итоге финишировали всего 4 экипажа, Маганов и Шубин ехали не просто достойно, а красиво! 4 раза они показывали лучшее время на СУ - никто из их соперников не может этим похвастаться. К сожалению, на предпоследнем, 11-м этапе, уже в зоне нейтрализации у них сначала разлетелся вариатор, а следом за ним и передний редуктор. Много времени было потеряно, из-за этого они откатились на одно место ниже. Но в любом случае Равиль Маганов показал, что возможности их экипажа очень высоки.

Равиль Маганов : «Естественно мы хотели занять первое место, а не третье. У нас все для этого было, но возникали некоторые технические сложности. В любом случае мы довольны. Третье место - это лучше, чем оказаться за пределами тройки. Каждый день на «Дакаре» был по-своему труден и по-своему замечателен. Я понимал все сложности выступления в категории UTV, но был готов к ним. У нас все впереди».

Грузовики «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре-2017» вернули себе титул чемпионов и еще раз подтвердили, что они лучшие в мировых ралли-рейдах. Большая, мощная и хорошо подготовленная заводская команда с огромным опытом выступления на марафонах и «Дакаре» иначе и не могла себя показать!

Тем не менее и соперники у «КАМАЗ-мастера» были серьезные. Судьба гонки решилась практически на последних ее этапах, и огромную роль в победе наших экипажей сыграли навыки и знания штурманов-навигаторов.

На финише «Дакара» экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова стал первым в зачете грузовиков, экипаж Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Игоря Леонова занял второе место. Третье место в упорной борьбе завоевал голландец Жерар Де Рой (IVECO). Экипаж Айрата Мардеева стал пятым по итогам гонки. Экипаж быстрой «технички» Антона Шибалова закончил гонку на 19-й позиции.

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» на нынешнем«Дакаре» показала лучшие результаты за все годы выступления, поднявшись на 6-е место итогового положения среди грузовиков. Экипаж № 522 под управлением Александра Василевского побил предыдущий рекорд команды: в 2015 году его экипаж занял здесь 10-е место. Белорусы по ходу гонки на этапах 12 раз финишировали в Топ-10, и больше всего таких финишей приходится на долю Сергея Вязовича - 7. Его экипаж в общем зачете занял 13-ю позицию. Алексей Вишневской завершил ралли-рейд на 21-м месте.

Грузовой экипаж Артура Ардавичуса (штурман Серж Бринкенс и механик Майкл Хьюсман на автомобиле MAN TGS) завершил «Дакар» на 26-м месте. Первые этапы экипаж был в числе десятки лидеров, но после прохождения каравана через горы Боливии случилась техническая неполадка с турбиной и отключилась система, контролирующая ход на горных высотах, что в итоге привело к 12-ти часам штрафа, после чего экипаж оказался на 39-м месте и все оставшиеся этапы старательно наверстывал потерянное. В итоге сумели отыграть 13 позиций!

Квадроциклы

Есть и еще один повод гордиться и радоваться за русских спортсменов. Совершенно невероятная победа екатеринбуржца Сергея Карякина в зачете квадроциклов, с одной стороны, совершенно закономерная, но с другой - болельщики Сергея боялись верить в это до последнего момента, ведь команда Сергея небольшая и частная. Всего в команде 5 человек, включая Сергея: менеджер и тренер, призер этапов чемпионата мира по ралли Александр Доросинский, механики Сергей Говорухин и Владимир Олейников, директор Алексей Шмотьев.

Для Карякина это уже четвертый «Дакар», дебютировал он в 2014 году, благополучно финишировал, затем сход в 2015-м, бронзовый подиум в 2016-м, и вот сейчас - заслуженная победа!

Долгое время его участие в этом «Дакаре» вообще было под вопросом - из-за финансовых сложностей. Тем не менее поддержка Сергею пришла от компании Fores, и он стартовал в сложнейшем марафоне в мире. Конечно, он столкнулся с тысячами трудностей, но в итоге трижды побеждал на этапе, а начиная с 8-го СУ возглавил итоговую классификацию марафона и больше не выходил из лидеров. Чилиец Игнасио Касале, финишировавший на 2-м месте, отстал от нашего спортсмена на 1 час 14 минут. А представитель Аргентины Пабло Копетти и вовсе проиграл россиянину 4 часа!

Сергей Карякин : «Вот и конец «Дакара», финал, о котором мы все так долго мечтали. Мы победили несмотря ни на что, победили с отрывом в полтора часа. Наша команда работала на 200%. И это того стоило. Это достойная и сложная победа. Компания Fores и лично Алексей Шмотьев сказали, что в зачете квадроциклов должен выступать гонщик от России, и предоставили нам необходимый бюджет. Мы выполнили свою часть сделки и победили. Спасибо им за это, спасибо команде за победу - им было очень тяжело, как и мне».

Мото

В зачете «Мото» на «Дакаре-2017» участвовали два российских спортсмена - Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова. Они прошли весь маршрут марафона и благополучно финишировали, при этом Настя заняла второе место в женском зачете вслед за Лайей Санц и 75-е место в общем зачете. Александр Иванютин стал 32-м и одним из лучших дебютантов «Дакара»!

Надо сказать, что всего в «Дакаре-2017» участвовали 9 женщин, в категории «Мото» - три из них, при этом категория среди женщин считалась общей для мотоциклов и квадроциклов.

Очень много людей сошли с дистанции, в том числе из-за того, что они почувствовали себя плохо, - сказала Анастасия Нифонтова. - Поэтому я, конечно, испытываю некоторое чувство гордости, что смогла все это преодолеть и финишировать, да еще и занять второе место среди девушек. Вообще большой процент гонщиков, которые участвуют в «Дакаре» впервые, в принципе не доезжают до финиша. Так что достижение уже то, что мы доехали с первого раза. Что же касается Саши, он показал очень хороший результат, потому что впереди него только заводские гонщики, у которых есть и подготовка, и опыт.

Авто

В автомобильном зачете теперь уже 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель еще раз доказал, что он лучший, выиграв у Себастьяна Леба 5,13 минуты. Третьим стал Сирил Депре. Российский экипаж Сергея Шихотарова и Олега Уперенко также благополучно финишировали на марафоне и заняли общее 37-е место в итоговом зачете автомобилей и 16-е в своем классе.

Сергей Шихотаров : «Закончился «Дакар», и сейчас, после финиша, я уже строю планы на будущее. На финише спецучастка было радостно, а перед подиумом уже просто наступило какое-то спокойствие. Мне нравится, что наша команда выполняла свое дело слаженно и четко. Спасибо всем, кто болел за нас. Мы сделали то, что должны были. Честно говоря, я не следил за позициями по ходу гонки. Наша задача была иной. Мы просто должны были проехать гонку и достигнуть командного результата».

Легковой экипаж команды Astana Motorsport в составе пилота Дениса Березовского и штурмана Алексея Никижева заняли третье место по итогам гонки в классе стандартных машин T2.

На заключительном спецучастке Рио-Куарто – Буэнос-Айрес протяженностью 64 км российский экипаж «КАМАЗ-Мастер» в составе пилота Эдуарда Николаева, штурмана Евгения Яковлева и механика Владимира Рыбакова показал лучший результат. На 33 секунды они опередили соотечественника Айрата Мардеева на другом «КАМАЗе». Третье время на счету аргентинца Федерико Вилльягры на Iveco, уступившего Николаеву 1 минуту 25 секунд.

На данный момент через спецучасток проехали только пять грузовиков и результаты этого отдельного этапа еще могут измениться.

В общем зачете Эдуард Николаев гарантировал себе вторую в карьере победу на «Дакаре» в качестве пилота. В прошлый раз он выиграл гонку в 2013 году. Кроме того Николаев побеждал на марафоне в роли механика в 2010 году. Второе место в общем зачете на счету еще одного гонщика «КАМАЗа» Дмитрия Сотникова. Третье – у прошлогоднего триумфатора «Дакара» голландца Жерара де Роя на Iveco.

Победа Николаева стала 14-й для «КАМАЗа» за всю историю выступлений команды на «Дакаре» в зачете грузовиков.

Итоговое положение в зачете грузовиков

Место Гонщик Грузовик Время/отставание
1

Эдуард Николаев

27:58.24
2

Дмитрий Сотников

«КАМАЗ» +18.58
3

Жерар де Рой

14 января в Буэнос-Айресе финишировал ралли-марафон Дакар. Последние два дня в основном лишь зафиксировали существующее положение дел.

В легковом зачете гонка завершилась триумфальной победой команды Peugeot - её гонщики заняли все три призовых места. Впрочем, великолепная борьба за победу между Стефаном Петеранселем и Себастьеном Лёбом продолжалась до предпоследнего дня: Лёб атаковал, чтобы отыграть шестиминутное отставание. Эльзасец прекратил свои попытки, лишь получив прокол колеса, после которого отыграться было уже нереально. В итоге первое место у Стефана Петеранселя: для него это уже седьмая победа в автомобильном зачете. С учетом прошлых успехов в мотоциклетной категории Петерансель довел число побед до тринадцати!

Триумф Стефана Петеранселя

Да, доминирование Peugeot вновь было безоговорочным… Конечно, руководство заводской команды Toyota вряд ли довольно результатами - сход у Насера Аль-Аттия, пятое место Жиниеля де Вильерса. С другой стороны, показанный Тойотами темп обнадеживает - гонщики на прототипах Hilux регулярно показывали времена в топ-3. Да и клиентские прототипы Hilux, подготовленные в Южной Африке по заказу команды Overdrive Racing, смотрелись крайне достойно: Нани Рома вполне реально претендовал на место на подиуме, и закончил гонку на четвертой позиции.

Нани Рома - лучший из гонщиков не на Peugeot

А вот немецкому коллективу X-Raid, гонщики которого выигрывали Дакар три года подряд, причин радоваться нет: лучшим из гонщиков на Mini оказался Орландо Терранова, завершивший гонку на шестой позиции.

Можно поздравить российского джентльмен-драйвера Сергея Шихотарова и его постоянного штурмана Олега Уперенко: они успешно добрались до финиша, закончив гонку на 37-й позиции.

Что касается серийной категории T2, то здесь более чем ожидаемо одержал победу один из двух экипажей заводской команды Toyota Auto Body - французы Кристиан Лавьель и Жан-Пьер Гарсен. Казахстанский спортсмен Денис Березовский занял третье место в классе.

Камазовская команда чествует победителя

Судьба гонки в грузовом зачете решилась буквально на последних этапах. По ходу гонки на первой позиции успело побывать пять разных спортсменов, и после дня отдыха шла чрезвычайно плотная борьба за лидерство между Жераром де Роем на Iveco и двумя камазовскими экипажами Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Пробитое колесо на восьмом этапе сместило де Роя с лидирующей позиции, а ошибка в навигации плюс три пробитых колеса на десятом этапе драматически увеличили его отставание. Де Рой сетовал на отмену длинного девятого этапа: там он надеялся оторваться от соперников. Неприятности случались и у камазовцев, но штурманы лучше справились с навигацией. Победу в гонке одержал экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова. Их коллеги Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Игорь Леонов закончили Дакар со вторым результатом.


Сергей Карякин на призовом подиуме


Сергей Карякин

0 / 0

Эта гонка запомнится еще и большим успехом российского квадроциклиста Сергея Карякина. Для него это был четвертый Дакар в карьере. По ходу гонки уралец был вынужден бороться с плохим самочуствием из-за болезни, но выздоровел, был быстрейшим на трех спецучастках, и удерживал лидерство всю вторую половину гонки. Финишировал он с впечатляющим отрывом от соперников: от обладателя второго места, чилийца Игнасио Касале его отделило более часа.

Polaris RZR 1000 Равиля Маганова

В зачете мотовездеходов « бронзу» взял россиянин Равиль Маганов, которому ассистировал штурман Кирилл Шубин. По ходу гонки Маганов одержал победу на четырех спецучастках. Правда, сама по себе категория была крайне немногочисленна: стартовало всего восемь «сайд-бай-сайдов », а до финиша добралось и того меньше - пять. Отрывы в классе большие: россияне уступили победителю, бразильцу Леандро Торресу, более шести часов.


Сэм Сандерленд


Сэм Сандерленд

0 / 0

Среди мотоциклистов лавры победителя примерил англичанин Сэм Сандерленд (KTM). Российские спортсмены Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова, оба выступавшие на мотоциклах Husqvarna, закончили гонку на 32 и 75 позиции соответсвенно.

Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова

Ралли-рейд Dakar 2017
Парагвай-Боливия-Аргентина, 2-14 января
Итоговое положение:

Место Экипаж Страна Автомобиль Класс Время
1 С.Петерансель/Ж.-П.Коттре Франция Peugeot 3008 DKR T1 28:49.30
2 C.Лёб/Д.Элена Франция/Монако Peugeot 3008 DKR T1 +5.13
3 С.Депре/Д.Кастера Франция Peugeot 3008 DKR T1 +33.28
4 Н.Рома/А.Харо Испания Toyota Hilux V8 T1 +1:16.43
5 Ж.де Вильерс/Д.фон Цитцевитц ЮАР/Германия Toyota Hilux V8 T1 +1:49.48
6 О.Терранова/А.Шульц Аргентина/Германия Mini JCW Rally T1 +1:52.31
7 Я.Пжигонски/Т.Кольсуль Польша/Бельгия Mini All4 Racing T1 +4:14.47
8 Р.Дюма/А.Геннек Франция Peugeot 3008 DKR T1 +4:24.01
9 К.Раутенбах/Р.Хоуи Зимбабве/ЮАР Toyota Hilux V8 T1 +4:40.13
10 М.Абу-Исса/К.Пансери Катар/Франция Mini All4 Racing T1 +4:53.30
...21 А.Юкневичус/Д.Вайциулис Литва Toyota Hilux V8 T1 +10:11.42
...23(1)* К.Лавьель/Ж.-П.Гарсен Франция Toyota Land Cruiser 200 T2 +10:59.39
...24(2)* А.Миура/Л.Лихтлейхлер Япония/Франция Toyota Land Cruiser 200 T2 +12:42.20
...28(3)* Д.Березовский/А.Никижев Казахстан Toyota Land Cruiser 200 T2 +16:19.27
...36 С.Шихотаров/О.Уперенко Россия/Латвия Toyota Hilux V8 T1 +33:16.23
..45 Р.Старикович/Б.Хескес Кипр/Нидерланды Desert Warrior DW-1 T1 +50:53.59
* в скобках - место в классе

В минувшие выходные прошло официальное закрытие раллийных гонок Дакар 2017. В течение 13 дней спортсмены преодолели 12 спецучастков, расположенных на территории Боливии, Парагвая и Аргентины.

Главные сюрпризы на Дакаре 2017 преподнесла погода: после серии проливных дождей был сокращён пятый и отменён шестой спецучастки. Через несколько дней организаторы отменили самый сложный участок трассы - СУ9, протяженностью 1000 км. Из-за дождей на расположенную вблизи трассы деревню сошел оползень, вызванный сильным ветром и ливнями. Руководство гонки приняло решение не проводить этап и оказать помощь пострадавшим от стихии.

Сэм Сандреленд, занявшее первое место в категории Мото. Фото - KTM

Победителем в классе «Bike» стал британский гонщик Сэм Сандерлэнд (Sam Sunderland), выступающий за . Его товарищ по команде, австриец Маттиас Валкнер (Matthias Walkner) - на второй ступени подиума. Третьё место у представителя команды HIMOINSA Team KTM, испанца Жерара Фарре Гуэль (Gerard Farres Guell).



Пауло Гонсалвес на Honda CRF450 Rally во время прохождения СУ5. Фото - Honda Racing Team

В этом году в ралли Dakar дебютировали российские гонщики Алексей Иванютин и Анастасия Нифонтова , выступавшие на мотоциклах . Анастасия, стартовав c 130-ой позиции смогла продвинутся до 75-ого места и успешно закончить гонку. Алексей Иванютин закончил гонку на 32 месте.



Анастасии Нифонтовой удалось покорить Дакар с первого подхода! Фото - Red Bull Content Pool

Не обошлось и без трагичных рокировок - во время четвертого гоночного дня фаворит и победитель прошлогоднего Дакара Тоби Прайс (Toby Price) сломал бедро в результате падения и был вынужден отказаться от продолжения гонки.

Лучшие моменты ралли Дакар в категории «Bike»:

В классе «Quad» самым быстрым оказался Сергей Карякин на Yamaha Raptor 700. Сергей стал первым российским квадроциклистом, победившим в Дакаре. Второе место занял Игнасио Касаль (Ignacio Casale), третье - аргентинец Пабло Копетти (Pablo Copetti).



Видеообзор категории «Quad»:

Два «Камаза» под управлением Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова ворвались на подиум в зачёте грузовиков. В пятерку лучших также попал экипаж Айрата Мардеева , отставший от лидера на 2 часа 26 минут.



Камаз под управлением Айрата Мардеева. Фото - Kamaz Мастер

Лучшие моменты в категории «Truck»:



Экипаж Равиля Маганова на СУ5 ралли Дакар 2017. Фото -

В начале выпуска хорошие новости из Буэнос-Айреса. Там был финиш ралли «Дакар», и у наших спортсменов двойная победа. Во-первых, в зачете грузовиков не было равных экипажам «КамАЗ-Мастер». У россиян и золото, и серебро. А во-вторых, все обсуждают успех Сергея Карякина. Полный тезка нашего шахматиста не оставил соперникам шансов и стал лучшим на квадроцикле.

Сергей Карякин, победивший в ралли «Дакар», был единственным россиянином из 37 участников, заявленных в классе квадроциклов. Карякин на самом деле не новичок. Больше того, он был одним из фаворитов нынешнего сезона, участвуя уже в трех «Дакарах», начиная с 2014 года. Но до этого лучший результат - лишь седьмое место.

К нынешней гонке в песках готовился Сергей Карякин в снегах Екатеринбурга. Там же, в родном городе, собирал и улучшал свою машину, причем подробно рассказывая на своей страничке в Интернете, как все происходило. Пришлось, например, полностью заменить бензобак, чтобы горючего хватало на этапы гонки. Одних только запасных колес взял с собой 56 штук. После каждого этапа приходилось менять все четыре сразу.

А еще были занятия в тренажерном зале. Для езды в песках, по опыту прошлых гонок, пришлось укреплять кисти рук при помощи ударов кувалдами по колесу. Занятия эти потом помогали на этапах неоднократно. "Немножко утомился под конец, не то что устал, а уже надоела такая зуботряска. Перегрелась подвеска потом. Очень большие валуны были на дороге. Последний момент ударялся передним бампером в колею. На улице еще жарко, 48 градусов", - рассказал победитель.

Сергей Карякин – тезка нашего знаменитого гроссмейстера, недавно боровшегося за корону чемпиона мира. Причем оба Сергея родились в январе, правда, с разницей в год. Знаменитый шахматист – в 1990 году, а сегодняшний победитель «Дакара» - в 1991. День рождения у него, кстати, совсем скоро, 25 числа.

В зачете квадроциклов россиянин стал лучшим впервые в истории этой гонки. А проводится она с 1979 года.

А вот качают чемпиона «Дакара-2017» пилота Эдуарда Николаева. Он вместе со своими штурманами Евгением Яковлевым и Владимиром Рыбаковым вернул первое место «КамАЗу», которую команда потеряла в прошлом сезоне.

«На самом деле в этом году «Дакар» изменился. В прошлом году он был более скоростной, в этом году он настоящий. Как его называют ралли Париж-Дакар. Спасибо нашей команде. Огромное спасибо механикам за плодотворный труд. За весь год работы», - сказал Эдуард Николаев.

Несмотря на название «Дакар», ралли вот уже который год не проходит ни по городу Дакару, ни по территории африканского Сенегала вообще. Начиная с 2008 года это соревнование, когда-то неизменно стартовавшее в Париже, из-за угрозы терактов было перенесено в Южную Америку. В этом году, счастливом и для Сергея Карякина, и команды «КамАЗ», еще один экипаж которого занял второе место, маршрут проходил по Парагваю, Аргентине и Боливии.

На этот раз эта сложная многодневная гонка по бездорожью, обошлась без трагических происшествий. Хотя были и падения, и травмы, и перевернутые машины, и даже сбитый грузовиком мотоциклист, которого сами же гонщики доставили в больницу.

Вообще же за всю историю «Дакара» погиб 71 человек. Последняя смерть случилась в 2015 году, когда заблудившийся в песках польский мотогонщик был найден лишь через несколько дней после завершения очередного этапа. Он скончался от обезвоживания.

Самым же трогательным моментом завершившегося ралли организаторы уже признали слезы нашей мотогонщицы Анастасии Нифонтовой. На одном из этапов она упала и не смогла поднять мотоцикл. По правилам, телеоператоры помогать ей не имели права – только участники гонки. Но все они проезжали мимо. Все, кроме француза Грегори Мора. Впрочем, эта помощь на итоговый результат Анастасии не повлияла. До призового места она, в отличие от наших мужчин, так и не добралась.