Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .

Все родители стремятся привить своему дитя любовь к книгам, литературе. Сначала они просто читают детям сказки на ночь, затем приходит время, когда малыша начинают учить читать самостоятельно.

Вопрос о том, когда лучше всего начинать учить алфавит , достаточно спорный.

Лучший возраст для изучения азбуки

Одни специалисты считают, что можно начинать обучать азбуке чуть ли не с одного года, другие же призывают начинать обучение не ранее 4-5 лет. Поскольку в более раннем возрасте мозг малыша не способен осилить чтение. Даже если малыш сможет выучить весь алфавит, то сложить их в слоги в возрасте 2-3 лет вряд ли сможет.

В результате таких разных мнений педагоги советуют начинать знакомить малыша с алфавитом не ранее трех лет. Причем делать это играючи, просто иногда необходимо заострять внимание на буквах и говорить звуки, им соответствующие, ни в коем случае не требовать от малыша заучивания.

А самым лучшим возрастом для осваивания азбуки и цифр, по мнению педагогов, считается все-таки возраст 4 лет. Если начинать с этого возраста, то к началу школы малыш будет уметь немного читать и писать, что в дальнейшем благоприятно скажется на его отношении к учебе.

Легкие и простые способы освоить азбуку для детей 4 лет

Важно заметить, что с какого бы возраста родители ни начинали обучать ребенка азам алфавита, сам процесс должен быть легким и достаточно коротким . Это необходимо для того, чтоб не внушить малышу отвращение к учебе в дальнейшем. Вот поэтому процесс обучения должен проходить в игровом формате, вызывая у ребенка желание к дальнейшим занятиям.

На сегодняшний день существует огромный выбор обучающих мультфильмов и видеороликов, песенок и развивающих игр, которые можно смотреть онлайн. Все они созданы для того, чтоб как можно проще и легче донести до ребенка необходимую информацию.

Основные правила изучения алфавита для детей 3 лет:

  1. Не пытайтесь учить с малышом все буквенные знаки сразу. Опытные педагоги советуют начинать с гласных и учить максимум по два знака в неделю. Только после того, как ребенок хорошо их выучил, можно переходить к следующим.
  2. При изучении согласных важно произносить звуки правильно, так, как они произносятся, а не так, как называются сами буквы. То есть Б, В, Г, а не Бэ, Вэ, Гэ соответственно. Это связано с тем, что ребенку потом очень трудно понять, как буквы складывать в слоги. Например, Б+А=БА, а если учить неправильно, то Бэ+А=? БэА?
  3. Изучая с ребенком алфавит, следует акцентировать внимание на связывании буквы со словами, чтоб малыш четко слышал ее в слове и мог понять, что она значит. К примеру, когда изучаем «О», четко выговариваем слова с этим звуком: «О-са», «О-чки» и т.п.
  4. Проще всего обучение ребенка проходит за игрой, когда малыш делает что-то самостоятельно. Поэтому чем больше он будет лепить, вырезать и раскрашивать буквы и цифры, тем быстрее он их запомнит.
  5. Во время изучения азбуки используйте ассоциативный метод, заключающийся в том, чтобы каждая буква ассоциировалась у малыша с определенным образом и картинкой.
  6. Если ребенок выучил несколько букв, из которых можно составить слово, делайте это.
  7. И самое главное, не скупитесь на похвалу для ребенка.

Раскраски для изучения азбуки

Один из самых простых и действенных способов обучить ребенка азбуке – это купить или распечатать раскраску с буквами . Это можно сделать как в книжном магазине, так и найти и скачать их на специализированных сайтах. Смысл этих раскрасок заключается в том, что авторы подбирают картинку для раскрашивания таким образом, чтоб у малыша создалась ассоциация с этой буквой. Что, в свою очередь, очень помогает для более быстрого запоминания. Кроме этого, когда малыш разрисовывает букву или цифру, он как бы учится писать ее.

Флеш-игры

Помимо изучения азбуки в реальной жизни, в сети Интернет существует большой выбор развивающих мультфильмов, видеороликов и игр. Этот способ обучения не стоит делать основным, хотя он и нравится малышам больше всего. Его можно выбрать как дополнение к стандартным обучающим занятиям, таким как игры в кубики, лепка из пластилина, раскрашивание, чтение и разучивание стишков и песен.

Существует несколько типов флеш-игр, обучающих детей азбуке:

  • нахождение предметов на определенную букву;
  • поиск буквы;
  • перемещение нужной буквы в определенное место;
  • поиск пары для определенной буквы.

Стоит отметить, что в процессе онлайн-игры родители должны находиться рядом с малышом и помогать ему, а также не разрешать играть слишком долго.

Вкусный алфавит

Важно, чтобы изучение алфавита у ребенка ассоциировалось с чем-то приятным и не вызывало, помимо трудностей, еще и негативные эмоции, к примеру, скуку. Для этого можно воспользоваться способом вкусного алфавита, то есть сделать буквы съедобными:

Настольные игры с алфавитом

В настоящее время в магазинах можно приобрести различные настольные игры с алфавитом. К ним относятся кубики, пазлы, домино, лото . Основным критерием выбора является то, чтоб картинки были четкими, простыми и понятными, тогда ребенку будет проще их запомнить.

Также существуют игры, созданные по определенным авторским методикам обучения чтению, такие как кубики Зайцева. Перед тем как приобрести такую настольную игру родители должны ознакомиться с этой методикой и решить для себя, подходит ли она им и их ребенку.

Лепка букв

Следующий веселый способ изучения алфавита – лепка букв . Лепить их можно как из пластилина, так и из соленого теста. При использовании последнего варианта, после лепки буквы можно запечь и использовать их в дальнейшем для составления слогов и слов.

Чтоб ребенок знал, как правильно лепить ту или иную букву, можно распечатать картинку с алфавитом или показать развивающий мультфильм про алфавит.

Несмотря на развитие новых технологий, видео и онлайн обучения, без умения хорошо читать современному человеку невозможно достичь успеха ни в одном деле. Поэтому заботливые родители так стремятся научить своих малышей читать и писать, а начинать это надо с изучения русского алфавита. Но что если ребенок не хочет учить буквы? Тогда учим буквы для детей 5-6 лет, играя с азбукой.

По поводу того, с какого возраста нужно начинать с детьми учить алфавит, существуют совершенно разные мнения, каждое из которых сопровождается убедительной аргументацией. Сторонники раннего развития призывают начинать как можно раньше – как минимум с года. Другие специалисты убедительно доказывают, что столь раннее знакомство с азбукой бессмысленно: мозг крохи ещё не созрел и читать в 2, 3 года он вряд ли будет.

Даже зная буквы, соотнося их со звуками, складывать их в слоги в 2-3 года дети ещё не готовы. Поэтому, не впадая в крайности, педагоги советуют начинать знакомить детей с алфавитом в 3 года. Делать это вначале просто обращая на них внимание и называя звуки, которые им соответствуют. Обучать, играя, не требуя от ребенка заучивания.

Начинать учить алфавит и цифры можно с 4 лет, чтобы не спеша, спокойно освоить его и к школе научиться немного читать и писать.

Как легко и быстро выучить с ребенком буквы?

С какого бы возраста с дошкольником вы не решили учить азбуку, главное при этом не только научить, но и не внушить ему отвращения к самому процессу учения. Поэтому занятия должны быть короткими и проходить в форме игры. Сегодня в помощь родителям, обучающих детей 3-5 лет русскому алфавиту, существуют песни, развивающие игры, мультфильмы, видео, которые можно смотреть онлайн. Всё это помогает весело и легко научить ребенка азбуке и цифрам. Делать это нужно правильно.

  • Не стремитесь выучить с ребенком сразу весь русский алфавит. Начинать советуют с гласных и учить две буквы на протяжении недели. Когда дети их выучили, переходите к следующим.
  • Знакомя детей с согласными, нужно говорить звуки правильно, не так, как называются буквы, а так, как мы их произносим: Б, а не БЭ, В, а не ВЭ. Иначе малышу 4-5 лет очень трудно будет потом складывать их в слоги.
  • Уча с детьми 4-5 лет азбуку, обязательно связывайте буквы со словами, чтобы малыш услышал их в слове, понял, что они значат. Например, знакомим с У и четко говорим «У-литка», «У-хо» и т.п.
  • Лучше всего обучение и запоминание происходит через собственные действия ребенка, поэтому пусть он лепит, раскрашивает, вырезает алфавит и цифры.
  • При обучении используйте метод ассоциации, когда каждая буква связывается с каким-то образом – звуковым или картинкой.
  • Когда ребенок выучит даже несколько букв, из которых можно сложить слово, начинайте это делать.
  • Не забывайте хвалить малыша.

Развивающие мультфильмы для детей. Учим буквы Азбука в стихах Алфавит от А до я

Раскраски

Один из самых простых способов связать в памяти букву с личным действием малыша, это распечатать раскраски с азбукой и дать их ему. Можно сделать это бесплатно, найдя раскраски на соответствующих сайтах и скачав их.

Художники подбирают картинки, которые закрепят ассоциацию с этой буквой и помогут тем самым лучше её визуально запомнить. Когда ребенок будет обводить и закрашивать букву, он одновременно готовиться писать её. Такие обучающие раскраски можно распечатать, а можно найти раскраски онлайн.

Флеш игры

Обучение лучше проводить в реальной жизни, но сегодня много развивающих игр, мультфильмов, видео можно найти и использовать онлайн. Это не стоит делать основным способом обучения, хотя развивающие мультфильмы и видео, флеш-игры очень нравятся малышам. Они могут быть хорошим дополнением к вашим обычным обучающим занятиям – лепке, играм с кубиками, раскраскам, чтению стихов и разучиванию песен.

Флеш-игры, обучающие детей алфавиту, есть нескольких типов.

  1. Поиск предметов на нужную букву.
  2. Поместить её на нужное место.
  3. Найти букву.
  4. Найти пару букве и др.

Когда дошкольник играет онлайн, родители должны быть рядом и помогать ему. А также следить, чтобы малыш не играл слишком долго.

Очень вкусные буквы

Хорошо, если азбука будут связываться с чем-то приятным и веселым, а не скучным и трудным. Один из способов добиться этого – сделать буквы съедобными. Способов для этого множество:

  • Испечь «алфавитное» печенье;
  • Вырезать из яблок, бананов детальки (палочки, кружочки, половинки круга) и складывать из них алфавит вместе с ребенком;
  • Вареньем, сгущёнкой рисовать азбуку на блинах или оладушках.

Настольные игры с буквами

Сегодня можно приобрести разные настольные игры с азбукой, начиная с кубиков и заканчивая лото, пазлами или домино. Приобретая такие игры, выбирайте с простыми ясными картинками и четким написанием букв. Чем проще, тем легче ребенку их запомнить.

Есть настольные игры, изготовленные в соответствии с авторскими методиками обучения чтению. Например, комплекты по изготовлению кубиков Зайцева. Прежде чем приобретать такие игры, есть смысл вначале ознакомиться с этой методикой, чтобы решить, подойдет ли она вам и вашему ребенку.

Лепим буквы

Ещё один способ весело учить алфавит – это его лепить. Делать это можно из пластилина или соленого теста. В последнем случае их можно запечь и в дальнейшем использовать для игр, складывания их в слоги и слова.
Чтобы дети знали, как лепить буквы, можно посмотреть видео или развивающий мультфильм про азбуку.
А можно распечатать картинки с алфавитом, чтобы буквы у детей были перед глазами и лепили они их правильно.

Развивающий мультик для детей – Алфавит – Все серии – Учим буквы А-И

Польза изучения алфавита в раннем возрасте доказана многими исследованиями психологов, наблюдениями воспитателей и родителей. Знание букв – это база для дальнейшего успешного освоения чтения, письма, развития речи и грамотности, собственно, это начало образования.

И пускать на самотёк этот процесс, надеясь, что знания ребёнок получит в садике или школе, нельзя. Однако знакомиться с алфавитом ребёнку лучше всего в лёгкой, игровой форме. Поэтому далее опишем основные подходы и методики к изучению букв.

Какой возраст оптимален для знакомства с алфавитом

Показывать малышу буквы можно и до года. Скорее всего, он их забудет, если регулярно не возвращаться к ним. Но даже в таком случае информация сохранится в подсознании, и позже алфавит легче будет запоминаться. Однако у годовалого ребёнка всё же иные задачи. Он активно познаёт окружающее на вкус и цвет, систематизирует в своём сознании внешний мир и т.д., а литеры для него будут чем-то абстрактным, увеличивающим ещё больше тот хаос, что предстал его глазам после рождения.

А вот 2-3 года – это тот возраст, когда ребёнок уже может осознать и принять алфавит. Возможно, раньше или позже – ведь каждый малыш индивидуален, и программы развития, способности, склонности у всех разные. Кому-то хочется учить буквы, а кому-то интереснее рисовать собачек и кошечек… Также учесть нужно разные периоды развития у детей. К примеру, с 3-х до 4-х у ребёнка активно развивается двигательная деятельность и ему интереснее бегать, прыгать, чем читать. Поэтому начинать освоение алфавита нужно ненавязчиво, без давления с нескольких минут в день. И ребёнку должно быть легко и весело в это время. Не стоит торопиться, если малыш совершенно не желает заниматься буквами.

Какое время дня выбирать для освоения алфавита

Время нужно подбирать так, чтобы ребёнок был свеж и энергичен. Это необязательно утро – может быть и вечер после дневного сна, а есть дети одинаково активные почти весь день. Многое зависит и от выбранной методики изучения. Можно в течение дня показывать ребёнку буквы во время игр, чтения, повседневных дел… Например, складывать их из спагетти, на прогулке – из каштанов, находить в надписях на одежде и т.д.

Методики изучения

Есть несколько методик овладения алфавитом. Приведём принципы некоторых из них. На чём остановиться каждые родители решают, исходя из собственных симпатий и восприятия ребёнка. Некоторые комбинируют или берут что-то за основу и добавляют собственные изобретения.

Азбука

К каждой букве прикреплён мнемонический рисунок: А – автобус, В – велосипед… Метод хорош для запоминания алфавита, но существует риск, что сформируются чёткие ассоциации букв с предметами, и ребёнку сложно будет впоследствии понять, каким образом из А-автобусов и М-медведей получается «мама».

Букварь

Старый классический способ изучения звуков и складывания их в слова. Тут процессы освоения букв, сложения их в слоги различных сочетаний и в слова происходят параллельно. При этом ребёнок видит красноречивые иллюстрации того, что складывает.

Метод подходит детям после 5-6, когда побольше усидчивости. Буквари хороши для левополушарных малышей с преобладанием аналитического мышления.

Методика Монтессори

Основана на изучении алфавита в трёх сенсорных аспектах: тактильном, звуковом и визуальном. Т.е. ребёнок трогает буковку, слышит её звучание и видит изображение одновременно. Для занятий подготавливаются шершавые буквы и предметы, на них называющиеся. Сначала мама (или другой воспитатель) достаёт литеру, проводит по ней указательным и средним пальцами сверху вниз и называет её: «Вот буква [г-г-г]». Можно повторить действие несколько раз, а затем предложить так же сделать ребёнку. Когда малыш хорошо это усвоил, нужно вынуть предметы к буквам и показать малышу, объясняя, что, скажем, груша начинается на [г]. Так нужно заниматься с ребёнком ежедневно, изучая по 3 буквы и повторяя уже пройденные.

Для закрепления можно поиграть с малышом. Нужно заранее приготовить карточки с рисунками предметов, названия которых начинаются на определённые буквы («д» – дом, дерево, дверь…), подписать их и разложить в конверты. Для игры выбрать пройденную уже литеру и предлагать ребёнку доставать карточки из соответствующего пакета, называть предмет и звук, на который начинается его название, а также обводить букву. Если такая игра покажется сложной, попробуйте разложить изученные шершавые литеры на полу и попросить малыша дойди до той либо иной из них на цыпочках (допрыгать жабкой, доползти…).

Методика Зайцева

Нельзя не сказать о знаменитых кубиках Зайцева. Однако в чистом виде этой методики дети учат сразу склады, не изучая буквы в отдельности, т.е. сразу учатся читать. На кубиках подаются все возможные сочетания букв. Ребёнок сначала осваивает и запоминает их, а затем начинается складывание слогов в слова. В этом есть как плюсы, так и минусы. Впоследствии малышу бывает сложно разобраться в строении слова, да и просто ребёнок лишается возможности самостоятельно сложить две буквы. Логопеды отмечают также проглатывание окончаний.

Кубики Зайцева подходят правополушарным детям с развитым образным мышлением и «хромающим» аналитическим.

Методика Полякова

Относительно новая методика. Вначале изучаются гласные рифмованными парами «А-Я», «У-Ю» и т.д. путём многократного повторения и показывания букв на карточках, меняя порядок и состав пар. Для этого на карточках пишутся буквы (одна карточка – одна буква), и быстро показываются малышу с озвучиванием «А-Я», «О-Ё». При этом ребёнок должен видеть только ту литеру, о которой идёт речь. После нескольких повторений, можно попросить малыша назвать буквы. На первом уроке изучаются две пары гласных. На втором – эти четыре буквы повторяются, осваиваются не рифмованном виде (А, О, Я, Ё) и добавляется новая пара и т.д. Между уроками (проводятся 2 раза в неделю) по 5 раз в день нужно показывать буквы малышу для закрепления. Согласные изучаются с помощью 20-ти таблиц из 6-ти пар сочетаний. Одна согласная складывается с твёрдой и с мягкой рифмованными гласными, т.е.:
Б-БЬ
БА-БЯ
БУ-БЮ
и т.д.

Дальше нужно пропевать эти пары низким и высоким голосом. Сначала произносится и несколько раз повторяется чистый звук, затем склады. Таблицы пропеваются по несколько раз в день. На первом уроке ребёнок проходит 6 гласных и по мере освоения добавляются новые.

В результате дети изучают чистые звуки и их сочетания.

Как ещё можно изучать буквы

Изучение алфавита лучше начинать с гласных, вводя постепенно согласные и показывая ребёнку, как они сочетаются. Для этого можно придумывать самые разные игры. Развесить карточки с буквами и таблицами по дому, утром прилепить новую литеру к окошку, сказав малышу, что птичка принесла… Чтобы заинтересовать ребёнка, можно предложить ему помочь обучить любимую игрушку, вылепить алфавит из теста, выложить из мозаики, невзначай найти ленточку в виде буквы и т.д. Очень нравится детям наклеивать магнитные литеры на стенки ванны во время купания.

Что можно использовать для обучения ребёнка алфавиту

Помощниками в изучении алфавита могут стать кубики, магниты, раскраски, азбуки… Есть хорошие обучающие мультфильмы, как «Уроки тётушки совы». Выкладывать буквы можно из палочек и карандашей, лепить из пластилина и теста. Очень удобны мольберты, на которых можно писать алфавит, склады, прикреплять магниты. Продаётся также немало игрушек, помогающих в познавания букв.

Какой бы путь освоения алфавита вы ни выбрали, главное, чтобы его принял ребёнок. Также нужно понимать, что без усилий как со стороны родителей, так и малыша, выучить буквы не удастся.

На чтение 4 мин.

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?


Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.


Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.


Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.