Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

(подробнее об истории создания «Мцыри» можно прочитать )

В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за . Проезжая по военно-грузинской дороге, он встретился со старым монахом, рассказавшим о своей невеселой судьбе. Этот рассказ до глубины души поразил поэта. Находясь на Кавказе, он начал работать над поэмой. Источником вдохновения ему служила сама природа Дарьяльского ущелья которое он проезжал всякий раз, когда приезжал в Тифлис.

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.

Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.

Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения )

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица . Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.

В поэме «Мцыри» 26 строф разной длины. Самая длинная– 2 строфа. В ней 49 строк. Самые короткие – 19 и 24-я строфы. В них по 11 строк. В 23-ю строфу включена песня, которую Мцыри слышит, находясь без сознания, между жизнью и смертью. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом. О стихотворном размере поэмы Белинский писал:

Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. В поэме их довольно много, поэтому назовем лишь самые выразительные тропы.

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.

В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Анализ поэмы «Мцыри» поневоле заставляет прийти к выводу, что поэма звучит упреком русскому царизму. В ней появляются завуалированные революционные нотки. В угоду собственным амбициям и неким государственным интересам Российская империя стремилась лишить горцев независимости. Впрочем, взаимоотношения России местными с народами Кавказа были неоднозначными, сложными и запутанными. Выражение «Восток — дело тонкое» в полной мере относится и к Кавказу.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»)

Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора.

Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы «Мцыри». Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчи­ка, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической поэмы, обозначив особую роль приро­ды в произведении. Примечательно то, что ученица не только указала черты, характерные для жанра поэмы, но и отметила, в чем состоит новаторство М. Ю. Лер­монтова.

Поэма «Мцыри» – наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет – бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность. Это выражено даже на сюжетном уровне – герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ – это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом. Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы – песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» – уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.

Здесь искали:

  • краткие Особенности жанра поэмы в творчестве М Ю Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова . Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет.

Когда в 1837 году Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, изучая местные сказания и легенды, в Мцхете он наткнулся на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Тот рассказал поэту свою историю о том, как когда-то, будучи горцем, в семилетнем возрасте был пленен русским генералом Ермоловым, но из-за болезни его оставили в стенах монастыря, где мальчик и вырос.

Сперва он не мог свыкнуться с жизнью в обители, неоднократно пытался бежать в горы, но едва не погиб во время одной такой попытки. Излечившись, он привязался к старику-монаху, да так и остался в монастыре, приняв сан.

Рассказ героя произвел огромное впечатление на Лермонтова: он решил написать об этом поэму, но первоначальное имя героя «бэри», что означает «монах», заменил на Мцыри - то есть «неслужащий монах». Однако это слово на грузинском означало еще и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Так появилась романтическая поэма, главным героем которой стал юноша, не просто бросивший вызов своему прежнему существованию, но и расставшийся из-за этого с жизнью. Сюжет поэмы прост: пленный мальчик был воспитан в грузинском монастыре и уже готовится к посвящению в монахи. Но во время страшной бури он оказался за стенами своей вечной обители. Три дня он пропадал, когда же его нашли на четвертый день слабым и почти умирающим и перенесли вновь в монастырь, он не смог жить по-прежнему и умер.

По сути, вся поэма представляет из себя исповедь, в которой мальчик рассказывает, что же происходило с ним в эти три дня. Однако назвать монолог Мцыри исповедью язык не поворачивается: страстный рассказ юноши совсем не проникнут чувством покаяния, и герой не намерен говорить о греховности своих помыслов и вымаливать за них прощение у всевышнего. Скорее, это больше напоминает проповедь, ведь защищая свое право на свободу и связанное с ней счастье, Мцыри отрицает основы религиозной морали: «кельи душные и молитвы» , «сумрачные стены» , в которых вырос герой - «душой дитя, судьбой - монах» .

Он понимает, что был лишен всего: отчизны, дома, друзей, родных - словом, того, что есть у обычных людей, выросших вне стен монастыря. Он бросил вызов судьбе и в грозовую ночь без содроганья отважился на побег. Мцыри бесстрашен и даже перед лицом смерти говорит:

Меня могила не страшит…

Такое бесстрашие рождено силой его желаний. Желание свободы подсказано гордой грядой кавказских гор, ведущих разговор с небом. Потребность «пройти в родимую страну» обострена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной. Три дня, проведенные Мцыри на воле, переродили его. За этот короткий отрезок жизни он познал и счастье любви, и цену человеческой жизни, и ощущение свободы. Теперь у него есть силы вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать исповедь.

Очевидно, центральная часть поэмы должна была представлять некий спор: с одной стороны, смирение монаха, отказ от земных радостей и упование на мифическую другую жизнь, а с другой - жажда борьбы, стремление к свободе, протест против церковного рабства, мятеж против порядков, освященных именем Бога.

Только спора не получается, ведь говорит один Мцыри. Он постоянно обращается к своему собеседнику, призывает его отвечать на вопросы, но словно и не слушает его, ведь способен слышать в этот момент только то, что творится в его душе. Юноша настолько полон открытий, что не в силах выразить все чувства. Там, за стеной, мир открылся для Мцыри как сплетение испытаний. Восторг объятья с грозой сменяется тишиной, в которой слышен и крик шакала, и шуршание змеи. Но герой лишен страха перед природой, ведь он в этот миг - сам часть природы.

Не случайно кульминацией поэмы становится бой с барсом. Один против хищника, безоружный, Мцыри оказывается сильнее зверя, потому что им управляет не просто инстинкт самосохранения - встреча с барсом воодушевляет героя. Он отдает все свои силы, побеждает, но в душе признает силу поверженного зверя:

Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! …

Возвращение в монастырь разрушает веру Мцыри в то, что он найдет путь к свободе и родине. Свои желания он называет «игрой мечты, болезнью ума» . А потеря веры зовет героя к смерти. В этой идее и заключается трагизм авторского восприятия: Лермонтов был уверен, что герои, преданные свободе, гибнут в борьбе за нее, так как не могут без нее жить.

Это и является главным признаком романтического героя - без свободы он гибнет. Поэтому подобного романтического героя называют исключительным, а действует он, согласно все той же формуле романтизма , в исключительных обстоятельствах. Исключительность проявляется и в том, что Мцыри перед смертью обвиняет только себя в невозможности добиться желанной свободы для себя. Но мысль о небесном рае, который он мог бы получить, если бы расстался со своей идеей, его не прельщает:

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность поменял…

Мцыри умирает безвестным, но не побежденным. Его имя, даже спустя полтора века, восхищает миллионы почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма "Мцыри ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. Лермонтов путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.