PdM (predictive maintenance, предиктивное обслуживание) — вид обслуживания оборудования, основанный на диагностике и контроле его состояния.

Современный подход к обслуживанию оборудования основан на методологии , в соответствии с которой целью обслуживания является не поддержание каждой единицы оборудования в безупречном состоянии (что требует неоправданно высоких затрат), а обеспечение надежности критичных для деятельности предприятия производственных и технологических процессов. При этом для некритичного оборудования могут применяться традиционные виды обслуживания:

  • Реактивный — наработка на отказ без технического обслуживания; используется, когда оборудование легко заменяется или ремонтируется без ущерба для деятельности предприятия
  • Превентивный — аналогичен системе планово-предупредительных ремонтов (ППР); используется для оборудования, стоимость простоя которого невысока, а ремонт не занимает много времени

Предиктивное (прогнозное) обслуживание применяется в случаях, когда степень использования оборудования в производственной цепочке оценивается как высокая, а его отказ или длительный простой приводит к существенным финансовым потерям.

Предиктивное обслуживание, в отличие от превентивного, позволяет производить ремонт не по заранее составленному плану, а когда в нем возникает необходимость. Благодаря этому можно, с одной стороны, не тратить средства и время на плановое обслуживание оборудования, которое и без ремонта способно нормально проработать еще несколько месяцев, с другой — снижается вероятность внепланового простоя, вызванного неожиданной поломкой.

Достигается это за счет:

  • сбора данных о техническом состоянии оборудования и их предварительной обработки
  • раннего обнаружения неисправностей
  • прогнозирования времени наступления отказа
  • планирования обслуживания
  • оптимизации ресурсов, выделяемых на обслуживание оборудования

По мере развития средств (IIoT), в частности, благодаря оснащению оборудования различными датчиками, сбор данных о его техническом состоянии можно будет выполнять не периодически, а непрерывно, без приостановки эксплуатации оборудования. Своевременное обнаружение даже небольших отклонений рабочих параметров позволит оперативно принимать меры для обеспечения нормальной работы оборудования. Технологии (Большие данные) позволят прогнозировать время наступления отказа с высокой точностью.

Основные преимущества системы PdM:

  • эффективность планирования обслуживания
  • предотвращение непредвиденных сбоев

Располагая информацией о том, какое оборудование нуждается в техническом обслуживании, соответствующие работы можно запланировать на период, когда они будут наиболее рентабельны. Таким образом незапланированные длительные простои преобразуются в более короткие плановые и время доступности оборудования увеличивается.

Другие потенциальные преимущества PdM:

  • увеличение срока службы оборудования
  • повышение безопасности производства
  • уменьшение количества аварий с негативным воздействием на окружающую среду
  • формирование оптимального набора запасных частей и материалов

В системе IT-Enterprise предиктивное обслуживание обеспечивается продуктом " ". Он обеспечивает высокий уровень надежности каждой единицы оборудования.

Март 2013

Билл Лайдон (Bill Lydon)

Стратегия технического обслуживания становится все более важной темой, в связи с большим числом стареющих автоматизированных систем управления производственными процессами (АСУ ТП) в развитых странах, и недостатка квалифицированного персонала в других частях света. Цель стратегии технического обслуживания - достичь максимальной доступности АСУ ТП на производстве, без ущерба для безопасности и излишних расходов. Доступность в данном контексте определяется как состояние, при котором производственная система может использоваться, и функционирует правильно. Когда доступность меньше 100%, теряются доходы. Каков же наилучший путь для обеспечения наивысшей доступности?

Обслуживание, нацеленное на надежность

Концепция «обслуживания, нацеленного на надежность» или ОНН (Reliability Centered Maintenance, RCM), подсказывает некоторые полезные идеи и подталкивает к размышлениям. ОНН подразумевает внедрение или улучшение программы технического обслуживания путем использования систематического структурированного подхода, основывающегося на оценке последствий отказов, функциональной важности компонентов системы, а также истории их отказов/обслуживания. Своими корнями концепция уходит в начало 60-ых гг. прошлого века, когда широкофюзеляжные самолеты впервые появились на коммерческих авиалиниях. Основным опасением в то время были ожидания, что существовавшие тогда превентивные программы обслуживания, реализуемые по расписанию, будут плохо влиять на экономическую эффективность более крупных и сложных летательных аппаратов. А вот опыт авиакомпаний с ООН показал, что издержки на обслуживание оставались, в целом, постоянными, в то время, как доступность и надежность самолетов улучшилась. ООН сейчас является стандартной практикой в большинстве авиакомпаний мира.

Технический стандарт SAE JA1011 (www.SAE.org), «Критерии оценки для процессов ООН» (Evaluation Criteria for RCM Processes), начинается со следующих 7 вопросов:

1. Какова роль данного компонента, и в соответствии с какими стандартами он должен функционировать?

2. Каковы возможные случаи отказа?

3. Какие события могут привести к подобному отказу?

4. К чему ведут такие отказы?

5. Насколько важно событие отказа?

6. Какие систематические действия можно предпринимать проактивно для предотвращения или уменьшения до приемлемого уровня последствий отказа?

7. Что делать, если подходящее превентивное действие не может быть идентифицировать?

Последствиям отказов присваиваются уровни критичности. Некоторые функции не критичны, в то время, как другие должны быть сохранены любой ценой. Задачи обслуживания нацеливаются на основные причины отказов. Процесс ОНН прямо направлен на отказы, которые можно предотвратить правильным обслуживанием. Возможные отказы, вызванные маловероятными событиями, такими как стихийные бедствия и т.д. обычно не получают превентивных действий, если риск не слишком высок, или хотя бы терпим. Если же риск отказов очень высок, практика ООН рекомендует внести изменения, которые понизят риск до терпимого уровня.

Целью программы обслуживания является сфокусировать ограниченные экономические ресурсы на тех компонентах или системах, отказ которых приведет к наиболее тяжелым последствиям. ООН уделяет особое внимание использованию предиктивных техник обслуживания, наряду с традиционными превентивными мерами.

Высоконадежные устройства

Показатели «наработки на отказ» (MTBF) и «среднего времени восстановления» (MTTR) устройств очень важны с точки зрения оценки их доступности. Разумеется, далеко не все производства могут позволить себе стоимость резервирования критических систем. Однако использование продуктов с более высоким показателем MTBF и более низким показателем MTTR явно может улучшить общую доступность систем. Есть смысл создать список ненадежных устройств, работавших со сбоями на протяжении какого-то периода времени, и этот список станет основой для процесса определения того, какие устройства необходимо заменить более надежными. Вообще, учитывать показатели MTBF и MTTR при принятии решений о закупке намного полезнее, чем ориентироваться только на стоимость. Задавайте такие вопросы производителям или интеграторам.

Предиктивное обслуживание

Предиктивное обслуживание основано на реальном состоянии и производительности компонента. Обслуживание осуществляется не по жесткому графику, а в случае изменений в характеристиках устройства. Примером предиктивного подхода может служить использование сенсоров коррозии или вибрации. Кроме того, сейчас получают распространение аналитические программные продукты, позволяющие прогнозировать отказы на основе информации, поступающей от систем автоматизации в режиме реального времени.

Усовершенствование существующих систем

Можно улучать надежность и ремонтопригодность существующих систем для улучшения доступности в условиях ограниченных времени и бюджеты. Обычно это подразумевает вовлечение сотрудников технической поддержки в процессы разработки новых систем или модернизации существующих. Простая прогулка по производству вместе с коллегами из отдела техобслуживания позволит вам больше узнать о существующих или потенциальных проблемах в АСУ ТП, а значит, предпринять нужные действия для улучшения ситуации.

Улучшаем превентивное обслуживание

Конечно, можно «спустить на тормозах» превентивное обслуживание, особенно, когда бюджеты ограничены, но это неразумно. Мониторинг расходов на превентивное обслуживание обеспечивает ценную информацию для принятия решений о замене оборудования, а также могут сослужить хорошую службу при обосновании расходов на модернизацию.

Услуги удаленных консультантов

Многие вендоры начинают предлагать удаленные услуги, при которых персонал на производстве может в сложных ситуациях пользоваться помощью экспертов благодаря современным средствам IТ. Это может быть обычная вебконференция, организованная с помощью планшетного компьютера, которая позволит обсудить проблемы с удаленным экспертом. Конечно, ваш персонал должен владеть основной информацией по устройству систем автоматизации, однако, все знать сложно, и эксперт, физически находящийся на другом конце земного шара, иногда может очень помочь.

Аутсорсинг

Большинство вендоров систем промышленной автоматизации, в последние два года начали предлагать своим заказчикам услуги аутсорсинга, во всяком случае - на крупнейших рынках. Эта услуга может стать еще одним важным компонентом стратегии обслуживания. Однако нужно осознавать, что за эффективность производства все равно отвечает сам заказчик. Конечно, аутсорсинг технического обслуживания может иметь преимущества, однако их надо тщательно анализировать. Основной фактор, который необходимо рассмотреть - связь между вероятным временем простоя и экономией от использования аутсорсинга. Персонал на производстве все равно отреагирует быстрее, при наличии соответствующего обучения. Решение о том, какие системы должны поддерживаться локальным персоналом, а что можно отдать на аутсорсинг важно при анализе рисков.

В индустриальном секторе России запускают пилотные проекты по предиктивному обслуживанию . Первые модели уже работают на металлургических заводах и энергоблоках генерирующих компаний, по итогам 2017 года объем рынка оценивается в 100 млн долларов США.

За счет PdM промышленники намерены сократить сроки простоя оборудования и повысить эффективность своих мощностей. Предиктивные технологии являются одним из элементов цифровизации производства. Какие компании разрабатывают предиктивные технологии? Какие барьеры мешают рынку стремительно развиваться?

Оптимизация ошибок

В промышленности набирает популярность новый цифровой сервис «предиктивное обслуживание» (predictive maintenance, PdM). Услуга внедряется для сбора и анализа информации о состоянии оборудования, для прогнозирования сроков ремонтных работ и предотвращения сбоев производства.

В отличие от традиционного профилактического обслуживания, прогнозирование строится за счет массивов данных, цифровых моделей, а не благодаря усредненной статистике. В числе основных компонентов PdM - сбор и обработка текущей информации, раннее обнаружение неисправностей и ошибок, оптимизация ресурсов.

По данным Markets and Markets, мировой рынок предиктивного обслуживания в 2020 году достигнет 1,9 млрд долларов США (против 582 млн в 2015 году). Ключевые игроки в мире - General Electric, Siemens, ABB, Emerson, IBM, SAS, Schneider Electric и другие.

Прогноз для индустрии

В России предиктивная аналитика пока что на стартовых позициях: по экспертным оценкам, рынок по итогам 2017-го года составил 100 млн долларов США, через год показатель может вырасти до 200 млн. В последнее время индустриальный сектор все активнее применяет PdM.

По словам директора направления интеллектуальных приложений компании «Цифра» (входит в ГК «Ренова») Константина Горбача, задачи предиктивного техобслуживания актуальны для клиентов, использующих сложное и дорогое оборудование. Это отрасли, где выход из строя элемента влечет существенные потери и угрожает безопасности: ТЭК, металлургия, нефтехимия, транспорт. Раннее выявление неполадок позволяет предотвращать аварии и сокращать затраты.

«Система удаленного мониторинга и прогностики повышает прозрачность эксплуатации оборудования для менеджмента »,- уточнил технический директор системы прогностики состояния оборудования «ПРАНА» АО «РОТЕК» Максим Липатов.

Стоимость внедрения PdM на предприятиях формируется по-разному: затраты на пилотные проекты могут составить сумму в несколько миллионов рублей, промышленное внедрение - от несколько сотен миллионов.

«За последние два года интерес к прогнозной аналитике в России вырос. На нашем рынке основные игроки - это «РОСТЕК» с системой «ПРАНА», Datadvance, Сlover Group и компании-интеграторы. В нашей практике были и пилотные проекты за 10 млн рублей, и промышленные внедрения за 1 млн долларов США »,- рассказал гендиректор Datadvance Сергей Морозов.

Защита для гигаватта

В 2017 году к PdM подключились энергетические компании. Например, холдинг «Т Плюс» подписал контракт с «РОТЕК» по внедрению системы прогностики «ПРАНА» на 16 энергоблоках. «РОТЕК» подключает к собственному ситуационному центру турбины, котлы-утилизаторы и дожимные компрессоры генерирующей компании. За счет такого решения менеджмент энергетики планируют сократить ремонтные затраты и сроки простоя оборудования, находить конструктивные дефекты оборудования заблаговременно.

«Десять электростанций компании будут защищены от технологических рисков. Это важнейший шаг на пути к масштабной цифровизации энергетики: общая мощность подключаемого к системе «ПРАНА» оборудования превысит 3 ГВт »,- пояснил председатель совета директоров «РОТЕК» Михаил Лифшиц.

Технологию также начинают использовать металлургические группы. В золотодобывающей компании Nordgold с помощью PdM налажена система ремонта. Впрочем, некоторые практики требуют инвестиций и расходов на их поддержание в дальнейшем, отмечает менеджер по организации обслуживания горной техники компании Александр Брежнев.

Сервис стали применять на предприятии ПАО «Северсталь»- Череповецком металлургическом комбинате. На производстве запущена в работу PdM, чтобы сократить количество простоев на стане горячей прокатки 2000.

«Предиктивная модель выявляет вероятность перегрева подшипника шестеренных клетей - одну из наиболее частых и ресурсозатратных причин остановки агрегата. Это первая модель в области предиктивных ремонтов, внедренная на производстве ЧерМК в рамках реализации цифровой стратегии компании », - отмечают в пресс-службе «Северстали».

Специалисты компании разработали цифровую модель, чтобы получать данные с датчиков температуры и формировать прогноз. В случае отклонения показателей, полученных со стана, от нормы оператор получает соответствующее оповещение. Это позволяет предотвратить незапланированную остановку стана.

«Мы ожидаем, что благодаря расчетам предиктивной модели количество простоев сократится на 80%. В наших планах внедрить похожие модели для других видов отказов на стане-2000, а также на других агрегатах »,- комментирует директор по ремонтам дивизиона «Северсталь Российская сталь» Сергей Добродей.

Экономический эффект

По оценкам экспертов, PdM-сервис сейчас находится только в стадии становления в регионах РФ, заказчики пока что не осознали потенциал направления.

«Экономический эффект от внедрения предиктивного обслуживания может составить сотни миллионов рублей, если брать в расчет Газпром и РЖД »,- подсчитал директор по консалтингу компании Datalytica Алексей Шовкун.

На сегодняшний момент, отмечают разработчики, несколько барьеров мешают широко распространяться технологиям. Так, большая часть оборудования на производствах не оснащена датчиками для передачи информации, на предприятиях нет систем сбора данных и онлайн-мониторинга. К тому же на заводах часто ведут недостоверно журналы о дефектах и ремонтах. Неготовность персонала к IT-решениям и недоверие к новой концепции обслуживания сдерживают внедрение PdM-систем на промпредприятиях России.

Попробуйте представить, что вы стоите в карьере. Он находится далеко от цивилизации. Его параметры - две мили в длину и одну милю в глубину. При этом повсюду на небольшом расстоянии друг от друга расположены 45 гигантских автономных карьерных самосвала, вывозящих железную руду.

Каждое колесо на этих машинах выше человеческого роста, а каждая пара шин стоит $100 тыс. Эти транспортные средства работают при экстремальных нагрузках и в экстремальных условиях. Крайне важно, чтобы они работали продуктивно каждый день.

Вам нужно предвидеть проблемы, чтобы предотвратить поломки. Rio Tinto - всемирная компания по добыче полезных ископаемых со штаб-квартирой в Лондоне и крупными разработками в Австралии и других странах, имеющая самый большой парк гигантских автономных самосвалов в мире. Ее сотрудники сталкиваются с этим сценарием каждый день.

Транспортные средства компании за время ее работы перевезли более 200 млн тонн материалов примерно на 3,9 млн километров. Это эквивалентно транспортировке примерно 5,5 тыс. мостов Харбор-Бридж (г. Сидней) или 540 зданий Эмпайр-стейт-билдинг на Луну и обратно пять раз.

Итак, что происходит, когда один из этих автомобилей ломается в середине карьера?

Согласно подсчетам, в день компания в среднем теряла $2 млн за каждый автомобиль, который простаивал. Зачастую в эту же сумму обходилось буксировка сломанного самосвала из карьера - использовать сопоставимый рабочий автомобиль. Таким образом, убытки Rio Tinto возрастали с $2 до $4 млн в день, не считая ремонта поврежденного оборудования.

Поддержание оборудования в рабочем состоянии и сокращение расходов на техническое обслуживание является постоянной проблемой для любой компании, занимающейся добычей ресурсов карьерным способом. Это же относится к любому другому промышленному объекту, который требует беспрерывной работы.

Ответ: превентивное обслуживание на базе IoT

Превентивное обслуживание, основанное на предсказательной аналитике, позволяет предприятиям оперативно фиксировать будущую поломку, остановив работу механизмов, обеспечивая безопасность. Это позволяет, взять управление на себя и вывести автомобиль из карьера за счет оставшейся мощности.

Результатом внедрения превентивного обслуживания для Rio Tinto стала огромная окупаемость. Так же, как и любая компания, чей бизнес и критически важные системы сталкиваются с экстремальными условиями, предприятия могут получить аналогичную выгоду. Цель Rio Tinto заключалась в повышении эффективности, максимизации безопасности, уменьшении штата сотрудников и оптимизации производства путем объединения в единую сеть процессов и оборудования.

Ключевая часть проекта состояла в автоматизации автопарка, состоящего из 900 гигантских самосвалов. Для этого потребовалось установить на каждую машину 92 сенсора на двигателях, трансмиссиях и колесах.

Сенсоры отслеживают состояние, скорость, местоположение и другие параметры. Это фактически позволяет самосвалам, которые передвигаются только по частной территории, работать без водителей и даже оптимизировать маршруты, чтобы свести к минимуму расход топлива.

В совокупности автопарк Rio Tinto генерирует около 4,9 терабайт данных в день. Эта информация используется не только для управления работой транспортного средства и повышения эффективности его использования.

Превентивное обслуживание помогает компании «выжимать максимум» из каждой единицы оборудования в пределах срока эксплуатации. Но и эта небольшая прибыль добавляется к другим большим преимуществам. Большая часть технологий, необходимых для достижения чего-то подобного, уже существует в виде умных сенсоров, умных компонентов, протоколов подключения и экспертизы программного обеспечения.

Превентивное обслуживание с поддержкой IoT для сбора и передачи информации об оборудовании зависит от этих ресурсов. Возможно, сенсор температуры обнаружит небольшой перегрев двигателя. Датчик вибрации может зафиксировать колебания сверх допустимых норм, указав на потенциальный выход колеса из строя.

Затем система анализирует эту информацию в режиме, приближенному к реальному времени (NRT). Для анализа используются алгоритмы и возможности глубинного обучения, которые позволяют определить, что конкретная часть механизма изношена и, например, имеет вероятность поломки в 60% в течение следующих трех недель.

Ответственный сотрудник получает оповещение, чтобы оперативно заказать детали и запланировать обслуживание автомобиля. При превентивном обслуживании вы устраняете проблему до того, как она произойдет, а не после того, как она создаст хаос в графике вашего производства.

Каким может быть ваш быстрый путь к ценности IoT?

Подключенные и дистанционные операции, интеллектуальная аналитика и профилактическое обслуживание: это четыре проверенных пути к окупаемости IoT. Ваши конкуренты и партнеры внедряют решения IoT во многих отраслях - от сельского хозяйства до здравоохранения, спорта и развлечений.

Мачек Кранц (Maciej Kranz), вице-президент группы стратегических инноваций компании Cisco, осуществляет работу со стартапами и клиентами.

Оригинал статьи: iot-for-all.com

Внедрение превентивного обслуживания является ключевым этапом на пути к реализации идеальной программы прогнозного (диагностического) обслуживания.

Превентивное обслуживание (иногда его называют профилактическим) регулярно выполняется на единицах оборудования с целью уменьшения вероятности его отказа. Превентивное обслуживание гарантирует, что важные производственные активы организации получат надлежащее обслуживание, позволяющее избежать непредвиденных сбоев и дорогостоящих аварий.

Точно так же, как вы меняете масло в двигателе своего автомобиля, не дожидаясь, пока он выйдет из строя, машины, оборудование, здания и другие ценные для вашей организации активы требуют постоянного обслуживания, позволяющего избежать сбоев в работе и дорогостоящих аварий.

Такая работа называется плановым, или превентивным обслуживанием. Превентивное обслуживание выполняется, когда оборудование все еще нормально работает, чтобы избежать последствий неожиданных сбоев, ведущих к увеличению затрат или времени простоев.

Превентивное обслуживание - это стратегия, которую могут реализовать многие компании для того, чтобы отказаться от режимов реактивного обслуживания и заняться повышением надежности своих активов. Поскольку лучшие программы обслуживания сочетают различные методы, внедрение превентивного обслуживания является важным шагом к реализации идеальной стратегии прогнозного (predictive) обслуживания.

Превентивное обслуживание по сравнению с реактивным

Хотя многие специалисты перестают доверять методу работы оборудования «до отказа», или методу реактивного обслуживания, большинство организаций по-прежнему его используют. Реактивное техническое обслуживание означает ремонт оборудования только после выхода из строя, с последующим возвращением его к нормальной работе.

На первый взгляд может показаться, что метод реактивного обслуживания менее дорогостоящий, чем другие методы, но на самом деле плановое техническое обслуживание может обходиться намного дешевле. Результаты исследований показывают, что реактивное обслуживание может стоить в пять-восемь раз дороже, чем превентивное или прогнозное обслуживание.

Существует множество других затрат, связанных с незапланированными отключениями оборудования, такие как не выпущенная предприятием продукция, сверхурочное время, неиспользуемое оборудование, срочные перевозки и другие «скрытые» издержки, которые могут включать:

  • проблемы безопасности
  • неконтролируемые и непредсказуемые бюджетные расходы
  • сокращение срока службы оборудования
  • большие шансы на возникновение проблем с аудитом
  • увеличение времени простоя оборудования и сотрудников
  • повторное возникновение проблем и отказов

Если планируется превентивное обслуживание, этих затрат можно избежать. С целью оптимизации процесса обслуживания все единицы оборудования и активы предприятия могут быть включены в единый график обслуживания.

Превентивное обслуживание по сравнению с прогнозным

В то время как превентивное обслуживание проводится по графикам, основанным на рекомендациях производителя или среднем жизненном цикле актива, прогнозное обслуживание проводится на существенно иных принципах. Прогнозное обслуживание базируется на отслеживании параметров оборудования и планировании обслуживания на основе этих показаний.

Кроме того, во время запланированных остановок оборудования выполняются превентивные ремонтные работы, а в ходе его нормального функционирования проводится превентивное обслуживание. Прогнозное обслуживание также подразумевает использование различных передовых технологий, таких как инфракрасное тепловое изображение, анализ вибраций и анализ масла (oil analysis), для прогнозирования сбоев.

Наиболее эффективные программы технического обслуживания используют реактивные, превентивные и прогнозные методы. Поэтому необходимо проанализировать предстоящие задачи, чтобы определить, какой метод лучше, ориентируясь на время простоя из-за сбоев в работе оборудования, период развития отказа (P-F Interval - интервал между потенциальным отказом и функциональным отказом), стоимость деталей, время работы оборудования и данные о его предыдущем использовании.

Как проводится превентивное обслуживание?

С точки зрения разработки и ввода в действие программа превентивного обслуживания относительно проста. График технического обслуживания создается на основе календаря или времени использования оборудования, часто по рекомендациям производителя. В указанные сроки и на заданное время оборудование отключается, а специалисты по техническому обслуживанию выполняют на данной единице оборудовании намеченные задачи.

Превентивное обслуживание также можно настроить с помощью триггеров обслуживания (maintenance triggers), контролируемых по времени или по наступлению отказа. Триггеры обслуживания используются для предупреждения сотрудников о том, что техническое обслуживание должно выполняться на операционном уровне (operational level). Триггеры обслуживания по наступлению отказа возникают, когда единица оборудования выходит из строя и не может использоваться до тех пор, пока не будет выполнено техническое обслуживание. В случае использования триггера, контролируемого по времени, обслуживание запускается всякий раз, когда наступает указанный для него календарный срок.

Например, большинство производителей вилочных погрузчиков предлагают проводить превентивное обслуживание через каждые 150–200 часов работы, для него можно использовать триггеры, контролируемые по времени. Такое техническое обслуживание позволяет продлить срок службы производственных активов, повысить их производительность, повысить общую эффективность использования и сократить затраты на техническое обслуживание.

Превентивное обслуживание не требует дополнительных инструментов, кроме рекомендаций производителя и команды, желающей использовать новые процедуры обслуживания. Чтобы добиться от команды рабочего энтузиазма, важно указать преимущества программы превентивного обслуживания и указать способы, с помощью которых график превентивного обслуживания значительно упростит работу техников, механиков и инженеров.

С помощью компьютеризированной системы управления обслуживанием (computerized maintenance management system, CMMS) превентивное обслуживание запускалось в одной из компаний для периодических проверок на основе календарных сроков или времени работы (для воздушных компрессоров и вилочных погрузчиков) или на основе пробега для транспортных средств. Эта компания увеличила свой процент планового обслуживания (planned maintenance percentage) с 20% до 80%, а ее показатель своевременного завершения (on-time completion rate) для планового обслуживания составляет 85% и продолжает улучшаться.

Инструменты превентивного обслуживания

Система CMMS предназначена для разработки графиков, планирования, управления и отслеживания мероприятий по техническому обслуживанию. Такие функции CMMS, как создание задач, планирование, проверка и интеграция данных, полученных от инструментов и датчиков, работают совместно, тем самым обеспечивая постоянное совершенствование и поддержку программы превентивного обслуживания организации.

  • Создание задачи превентивного обслуживания . При работе с системой CMMS пользователи могут использовать календарь планового обслуживания и/или задачи превентивного обслуживания, планируемые по измеримым показателям (meter-based PM tasks) для всех активов, а также подробные описания с руководствами по эксплуатации и другой информацией, жизненно важной для эффективного выполнения работы.
  • Графики выполнения задач превентивного обслуживания . Разработка эффективной программы превентивного обслуживания - это не только постановка задач превентивного обслуживания, и системы CMMS имеют инструменты для значительного улучшения обслуживания. Графики превентивного обслуживания позволяют персоналу координировать трудовые ресурсы, необходимые для завершения работы, а также автоматически формулировать задачи превентивного обслуживания на основе ежедневного, еженедельного или ежемесячного планирования или на основе времени наработки.
  • Инспекции превентивного обслуживания . Решение CMMS может также помочь организациям соблюдать график инспекций и проходить аудиты на соответствие (compliance audits). С помощью CMMS пользователи могут точно регистрировать инспекции и создавать корректирующие наряд-заказы, если оборудование не прошло инспекцию.
  • Инструменты и датчики . В сочетании с CMMS программное обеспечение для мониторинга состояния позволяет менеджерам по техническому обслуживанию удаленно контролировать несколько активов. Оно также дает возможность оборудованию генерировать аварийные сигналы и создавать несколько графиков для каждого актива, отражающих изменение таких параметров, как ток, напряжение, температура, уровень вибраций и качество электроэнергии.
  • Интеграция данных . Данные могут быть интегрированы в систему CMMS, чтобы обеспечить выполнение бесшовных производственных процессов с использованием мобильных устройств. Это позволяет техническим службам реагировать на уведомления о неисправностях «на ходу», а затем создавать, получать доступ или обрабатывать наряд-заказы на работу, относящуюся к уведомлению, в реальном масштабе времени. Плановое и неплановое обслуживание лучше координируются, сокращаются периоды незапланированного простоя, а также время реагирования на проблемы или неисправности.

Какие преимущества можно получить благодаря превентивному обслуживанию?

Благодаря эффективной программе превентивного обслуживания организации могут улучшать свои общие бизнес-процессы, включая повышение производительности, сокращение отходов, оптимизацию работы и сокращение непредвиденных сбоев. Программа превентивного обслуживания (при поддержке CMMS и других инструментов) может помочь добиться серьезных количественных результатов, таких как:

  • Продление срока службы производственных активов и увеличение времени бесперебойной работы оборудования
  • Сокращение объема данных, вводимых вручную
  • Уменьшение объема бумажных документов благодаря возможности мобильного обслуживания

Преимущества превентивного обслуживания

В отличие от реактивного обслуживания, превентивное обслуживание является самой простой стратегией технического обслуживания с точки зрения ее реализации и выполнения, поскольку она требует лишь следования рекомендациям производителя и разработки статичных графиков обслуживания для наиболее важного оборудования. Это помогает организациям избежать незапланированных сбоев, уменьшений объема произведенной продукции, а также простоев оборудования и персонала. Оно также снижает стоимость обслуживания.

Недостатки превентивного обслуживания

Общая проблема, с которой сталкиваются организации при использовании графиков превентивного обслуживания - это выполнение неподходящего объема обслуживания активов. Поскольку обслуживание на основе календаря не учитывает работоспособность актива, периодичность работ по обслуживанию часто может быть или слишком высокой, или слишком низкой. Возникновение этих проблем можно предотвратить путем оптимизации и совершенствования программ превентивного обслуживания.

Имеет ли превентивное обслуживание смысл для вашего бизнеса?

Обслуживание мирового класса требует, чтобы плановым было 90% обслуживания, при этом соотношение 80% планового против 20% незапланированного считается все еще выгодными по сравнению с типичным средним значением 55% или менее. Но в некоторых случаях рациональнее использовать все же реактивное обслуживание.

Оба метода могут быть использованы в вашем плане обслуживания. В некоторых случаях имеет смысл полагаться на реактивное обслуживание, а не следовать строгой программе превентивного обслуживания. Например, замена лампочки обходится недорого, легко выполняется и не приведет к сбою в выполнении бизнес-процессов.

Чтобы определить, какой стратегии обслуживания следует придерживаться, рассмотрите следующие вопросы:

  • Является ли данный актив критически важным для бизнеса?
  • Зависит ли от него обеспечение безопасности вашего продукта/клиентов/персонала/и т.д.?
  • Значительны ли будут потери для бизнеса, если актив неожиданно потеряет работоспособность?
  • Насколько дорогостоящим будет ремонт актива или его замена?

Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, важно начать разработку графика превентивного обслуживания этого актива, так как в долгосрочной перспективе это принесет вам пользу.

Советы по разработке плана превентивного обслуживания

  • Создайте список оборудования и определите лучших кандидатов на превентивное обслуживание.

Приступая к работе, примите во внимание всё оборудование всей организации и включите его в список. Изучая этот список, вы зададите себе вышеуказанные вопросы, чтобы решить, какие единицы оборудования следует в дальнейшем включить в план превентивного обслуживания.

  • Обратитесь к рекомендациям производителя .

Ознакомьтесь с рекомендациями производителя, чтобы разработать эффективный график превентивного обслуживания, выяснить, какие задачи необходимо будет решать, и определить желаемую частоту обслуживания. Возвращаясь к исходному примеру, предположим, что это может быть замена масла в вашем автомобиле через каждые 10 000 миль пробега или в соответствии с рекомендациями, приведенными в руководстве производителя автомобиля.

  • Начните с «влиятельных персон» .

Чтобы эффективно использовать график превентивного обслуживания, следует начинать с самых важных компонентов оборудования. После того как вы определитесь с этими, критическими активами, разработайте долгосрочные планы, такие как годовые графики.

  • Разработайте краткосрочные планы .

После утверждения долгосрочных планов можно приступить к созданию еженедельных планов для команды, занимающейся обслуживанием. Эти задачи должны быть назначены и запланированы заблаговременно, с учетом всех компонентов и ресурсов, подлежащих техническому обслуживанию.

При использовании программного обеспечения, предназначенного для планирования превентивного обслуживания, такого как CMMS, организации получают следующие преимущества:

  • Увеличение времени жизни активов и увеличение времени безотказной работы оборудования
  • Уменьшение объема данных, вводимых вручную
  • Уменьшение объема бумажных документов за счет использования мобильных приложений и штрих-кодирования
  • Упорядочение задач и процедур обслуживания
  • Повышение производительности и эффективности
  • Улучшение соответствия данных аудита имеющейся документации

Примеры использования превентивного обслуживания

Существует множество вариантов применения превентивного обслуживания в самых разных отраслях промышленности:

  • Выполнение календарного обслуживания кондиционеров в университетском городке
  • Планирование постоянного обслуживания активов, критически важных для производства
  • Превентивное обслуживание погрузочно-разгрузочного оборудования, планируемое по измеримым показателям (meter-based PM)
  • Планирование задач превентивного обслуживания при подготовке к аудитам

Статья взята из материалов: https://www.accelix.com/community/preventive-maintenance/what-is-preventive-maintenance/